?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
АНАТОМИЯ ВЛАСТИ: ФЦП-2016. Михаил Чернышов
рабочий момент ЭМ
pcnariman
В последние десятилетия основная идея «развития» дагестанской экономики сводилась к простой формуле: «попросим денег у федерального центра, освоим, попросим еще». Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2011-2016 годы» (ФЦП-2016) можно назвать полностью соответствующей этой формуле.
Об аппетитах
В начале апреля проект Концепции ФЦП-2016 был размещен на сайте дагестанского правительства. Это очень интересный и местами даже увлекательный документ. В одной из статей я уже писал, что не сомневаюсь в аппетитах наших чиновников. Признаюсь, что сильно их недооценил. Если, на мой взгляд, объем запрашиваемого федерального финансирования ФЦП-2016 мог быть в пределах от 170 до 265 млрд. рублей (для того, чтобы реально получить 100-120 млрд. рублей), то в проекте ФЦП-2016 наши чиновники просят от 267 до 453 млрд. рублей (при общем объеме программы 613 – 796 млрд. рублей). Ежегодно это составит от 45 до 75 млрд. рублей федеральных денег. Много это или мало?
На все федеральные целевые программы 2010 года в бюджете России предусматривается 740 млрд. рублей. В том числе, ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)» – 4,3 млрд. рублей, ФЦП «Развития Калининградской области на период до 2014 года» – 4  млрд. рублей, ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» – 1,36 млрд. рублей. По сравнению с нашими запросами – копейки!
На ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» в этом году выделяется 15,1 млрд. рублей, а на «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» - 1,5 млрд. рублей. Их аппетиты даже рядом не стоят с дагестанскими!
Посмотрим на то, как финансируется «наше всё» - Сочи и Владивосток.
Субсидии государственной корпорации «по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта» составляют 33,8 млрд. рублей, расходы «на развитие инфраструктуры г. Сочи» – еще 4 млрд. рублей, итого 37,8 млрд. рублей. На развитие г. Владивостока «как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» предусмотрено - 70,9 млрд. рублей. По сравнению с запросами дагестанской ФЦП-2016 «отдыхают» все: от Сочи до Владивостока. Осталось ответить на вопрос: Что заставит федеральный центр поставить Дагестан на первое место по объемам финансирования? В концепции ФЦП-2016 можно найти малоубедительные доводы: «снижение уровня бедности», «повышение благосостояния населения», «выгодное геостратегическое положение», «важное транзитное значение», «благоприятная демографическая ситуация», «наличие природного, минерально-сырьевого и туристко-рекреационного  потенциалов», «наличие интеллектуального и научно-технического потенциала». Однако, все это – мелочи в сравнении с Олимпиадой и «харизмой» руководителей наших ближайших соседей. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что на ФЦП-2016 денег дадут в несколько раз меньше той суммы, которая обозначена нашими чиновниками.

ВРП и налоги
ФЦП-2016 предполагает невиданный рост дагестанской экономики всего за шесть лет. Так ВРП Дагестана к 2016 году должен вырасти по сравнению с 2008 годом в 5,16 раз (по второму варианту ФЦП) и в 5,97 раз (по первому варианту). По мнению авторов, реализация мероприятий ФЦП «… позволит к 2017 году создать условия для развития отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействовать обеспечению занятости населения и соответственно снижению уровня безработицы, а также повысить реальные доходы населения». И уже на этапе «создания условий для развития» ФЦП должна «обеспечить» рост экономики на 56-65% в год (темп роста возрастает в 3 раза по сравнению с тем, что показывала дагестанская статистика в 2008-2009 гг.).
За счет каких факторов может быть достигнут такой «экономический бум»? Сложно понять из текста и обоснования. На этапе реализации ФЦП-2016 значимые вложения средств в реальный сектор не предусмотрены. Более 81% федеральных ресурсов предполагается направить на объекты инфраструктуры (дороги, газопроводы, водоводы, объекты образования, здравоохранения, культуры и спорта). Если авторы ФЦП-2016 связывают рост экономики с развитием инфраструктуры и задача «создания условий» будет реализована к 2017 году, то реальный рост экономики может наблюдаться лишь через несколько лет (да и то не такой бурный).
За счет оставшейся части запрашиваемых ресурсов планируется финансировать проекты, из которых абсолютное большинство имеет сомнительную экономическую эффективность (о том, что эти проекты по своему характеру способны обеспечить рост ВРП в 5-6 раз, даже говорить не приходится). Поэтому, если проанализировать «Основные индикаторы и показатели» ФЦП-2016 и сравнить их с «Распределением объема финансирования из федерального бюджета» по основным направлениям ФЦП, то можно легко увидеть полное несоответствие между планами и результатами. Вложения в обозначенные в ФЦП-2016 сферы не способны дать ожидаемый эффект.
4 марта 2010 года, на выступлении перед новым составом дагестанского правительства, президент Дагестана отметил, что «Вся работа экономического блока должна приводить к пополнению бюджета республики и рационализации бюджетных расходов».
Однако, удивительным образом в концепции ФЦП не показаны ожидаемые налоговые поступления в бюджет. Есть показатели «обеспеченности больничными койками», «удельного веса учащихся, занимающихся в 1 смену» и даже «доля отгруженной инновационной продукции», а вот про налоги – как-то «забыли». А ведь именно рост налоговых поступлений и есть единственный реальный измеритель эффективности бюджетных инвестиций.
Более того, согласно ФЦП-2016, дотационность бюджета республики в период 2010-2013 года сохраняется на уровне 64%. А к 2016 году дотационность планируется снизить лишь до 60 %, хотя при обозначенном уровне ВРП 1,1-1,2 трлн. рублей в год, объем налоговых сборов в бюджет должен составлять 200-230 млрд. рублей (по аналогии с уровнем налоговых изъятий в бюджет Ставропольского края). Следуя этой логике, либо объем налоговых расходов бюджета должен составлять около 500 млрд. рублей в год, либо весь рост экономики должен приходиться на теневой сектор.

Дороги
Самая значительная часть ФЦП-2016 – это дороги. На их реконструкцию планируется освоить 90,4 млрд. рублей федеральных денег (во втором варианте 52,4 млрд. рублей). На федеральную автомобильную дорогу «Кавказ» (М29, протяженность по территории Дагестана - 280 км) - 52,4 млрд. рублей. На трассы «Астрахань-Махачкала» и «Кочубей-Минводы» (протяженность по территории Дагестана соответственно 269,4 км и 95,8 км) - 38 млрд. рублей. На автомобильные дороги республиканского и межмуниципального значения - 21,2 млрд. рублей. Напомню, что речь идет только о федеральных деньгах.
Реконструкция – дело хорошее, так как дороги у нас далеки от совершенства. Вопрос как всегда в цене.
В европейских странах со сложным горным рельефом местности Греции, Испании, Италии и Португалии строительство 1 км автодороги стоит в среднем 2,7 млн. евро (105 млн. рублей). Во Франции и Германии с более равнинным рельефом местности – от 42 до 78 млн. рублей за 1 км.
Реконструкция 1 км ФАД «Кавказ» (М-29) обойдется федеральному бюджету в 187 млн. рублей. Реконструкция 1 км трасс «Астрахань-Махачкала» и «Кочубей-Минводы» - 104,1 млн. рублей. Почему в нашей стране реконструкция трассы обходится дороже, чем строительство хорошей автодороги в Европе?

Жилищное строительство
Если верить расчетам проекта ФЦП-2016, то дагестанский жилищный фонд должен вырасти на 20 млн. кв. м. (в настоящее время площадь жилищного фонда республики составляет около 45 млн. кв. м., в том числе городской – 15 млн. кв.м.). Иными словами, за шесть лет нужно простроить еще четыре таких города как Махачкала. При этом в разделе ФЦП «жилищная политика» заложены лишь средства на финансирование переселения жителей Новолакского района (около 200 тыс. кв. м.) и на «обеспечение жильем детей оставшихся без попечения родителей, инвалидов, ветеранов боевых действий» (16,3 млрд. рублей в одном из вариантов).
Остаются без ответа вопросы: Кто, где и почему будет строить? Зачем нужна ФЦП, если республика выходит по объемам строительства на 4-5 млн. кв. м. без затрат в эту сферу? Способны ли затраты на дороги, газификацию и ЖКХ привести к «жилищному буму»?

Промышленность
Общий объем финансирования ФЦП-2016 по разделу «промышленность» предполагается в объеме 54,765 млрд. рублей (из которых 13,56 млрд. рублей – федеральные средства, 155 млн. рублей – средства республиканского бюджета и 41,05 млрд. рублей - внебюджетные средства).
Крупных объекта, «заточенных» под федеральные деньги всего два. Первый - создание совместного российско-китайского производства по выпуску коммерческих автомобилей фирмы «Чана» (CHANA). 2,44 млрд. рублей предполагается выделить из казны на субсидирование процентной ставки по кредиту. Компания Chana Auto Co.Ltd (ChangAn) является одним из лидеров китайского автопрома и вполне может «потянуть» сборочный проект за счет своих средств или дешевых кредитов. Российский бюджет, конечно, активно помогал отечественному автомобилестроению, но почему проект ФЦП-2016 предполагает, что он поддержит китайские компании?
Второй объект - строительство цементного завода. 7,8 млрд. рублей бюджетных денег предполагается направить в уставной капитал с передачей соответствующей доли акций государству. Сложно понять, почему цементное производство должно финансироваться за счет государства и как сочетается туризм и цементная пыль. Но меня больше смущает цена. В завод планируется вложить 200 млн. евро государственных денег. Почему в Азербайджане строительство нового цементного завода аналогичной мощностью в 1 млн. тонн в год (АО «Гарадаг-Цемент») оценивается всего в 150 млн. евро? При этом Азербайджанская инвестиционная компания (АИК) вложит в проект лишь 10% инвестиций, а 90% - швейцарская фирма «Holcim» и Европейский банк реконструкции и развития. Что делает в Дагестане цементное производство непривлекательным для частного инвестора?
Теперь по мелочи, инвестиции в форме вливаний из федерального бюджета в уставной капитал частных компаний. Создание производства телевизионных STV-приставок для приема цифровых сигналов – 270 млн. рублей. Организация производства высокоэффективных солнечных элементов и солнечных модулей – 130 млн. рублей. Организация производства стеклоизоляторов для линий электропередач – 320 млн. рублей. Разработка и освоение серийного производства винтового скважинного насоса для нефтедобычи с погружным электродвигателем – 140 млн. рублей. Создание производства сельскохозяйственной техники для виноградарства и садоводства – 690 млн. рублей. Производство кровезаменителей – 180 млн. рублей. Строительство домостроительного комбината – 800 млн. рублей. Создание завода по производству напольных и настенных материалов - 450 млн. рублей. Строительство завода по производству конструкций быстровозводимых домов - 50 млн. рублей.
Вопросы: Почему в строительную индустрию и другие проекты явно коммерческого характера вкладываются бюджетные деньги? Почему деньги должны пойти в уставной капитал, а не на государственные гарантии или субсидирования процентных ставок по кредитам? Какие обязательства берут на себя эти предприятия перед государством (кроме того, что отдадут часть своих акций)?

Транспорт
Транспорт, как всегда, заявлен в ФЦП-2016 проектами реконструкции Махачкалинского морского торгового порта (3,6 млрд. рублей федеральных вложений) и реконструкции Махачкалинского международного аэропорта (4,1 млрд. рублей федеральных вложений).
Кроме этих привычных объектов, есть еще проект «модернизации подвижного состава автотранспортных предприятий» (на 520 млн. рублей федеральных денег).
Порт и аэропорт – это наши «локомотивы инвестиций», они во всех программах и реконструируются бесконечно. Есть ли от них толк? Сколько денег они дают в бюджет? Морской порт дает 0,4% налоговых поступлений в бюджет (около 50 млн. рублей в год). ОАО «Авиалинии Дагестана» платят в 3 раза больше, чем порт. Налоги от аэропорта – несопоставимо малы.
При такой налоговой эффективности вложения федерального бюджета в реконструкцию порта и аэропорта будут возвращаться сотни лет.
Может государству стоит поискать объекты с более высоким налоговым потенциалом?

Энергетика и газификация
С энергетикой в ФЦП-2016 всё очень непонятно. В обоих вариантах абсолютно идентичные объемы финансирования – 165,54 млрд. рублей (из них 14,33 млрд. рублей – деньги федерального бюджета, 1,13 млрд. рублей – деньги республиканского бюджета).
В финансировании гидроэнергетики, федеральные средства предусмотрены в основном на компенсации ущерба от затопления. На малые ГЭС просят 640 мл. рублей федеральных средств.
При этом прогноз производства электроэнергии в расчете на душу населения в двух вариантах существенно отличается: в первом – 2045,6 - 2628 кВт/ч, во втором – 1930 – 2201,3 кВт/ч. Необъяснимо.
Та же картина в оценке мощностей дагестанской энергетики. Так, согласно расчетам ФЦП-2016 выработка должна вырасти к 2016 году на 2,9 млрд. Кв.-ч. (или 1,73 млрд. Кв.-ч. во втором варианте), что потребует ввода примерно 1,875 МВт мощностей в гидроэнергетике (1,08 МВт во втором варианте). Тогда как «Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства  РФ от 22 февраля 2008 г. № 215-р  до 2016 года планируется ввести лишь мощности на 620 МВт. Следовательно, от 42 до 70 % ожидаемой проектом ФЦП-2016 выработки энергетики не обоснованы.
Есть, конечно, в ФЦП проект развития нетрадиционной (возобновляемой) энергетики: геотермальной (строительство Тарумовской ГеоЭС, бинарных ГеоЭС), гелео-, ветроэнергетики  на 4,811 млрд. рублей (в том числе 1,83 млрд. рублей федеральных средств и 330 млн. рублей из республиканского бюджета). Мощность этого проекта не указана, но её можно пересчитать исходя из удельных затрат на единицу мощности в этой сфере (5 тыс. долларов за киловатт). Получаем 32 МВт. Практически незначительная величина.
Нетрадиционная энергетика нужна не на равнинах, а в горах (где нельзя построить ГЭС). Чтобы не тянуть дорогостоящие газопроводы. Кстати, на газификацию в ФЦП-2016 предусмотрено 27,5 млрд. рублей (23,36 млрд. руб. – из федерального бюджета и 4,14 млрд. руб. – из бюджета республики). Когда газ стоил копейки, газификация могла оказать позитивное влияние на развитие отдаленных районов. Но сейчас, когда наши цены на газ приближаются к европейским, этот вид топлива может оказаться не по карману сельским жителям республики. А затраты на содержание инфраструктуры могут превысить выручку от продажи. Газификация – один из самых сомнительных проектов ФЦП-2016.
На электрические сети и объекты энергетической системы планируют потратить 4,7 млрд. рублей из бюджета РФ. Тоже непонятно, куда деваются заложенные в тарифах деньги на реконструкцию энергосетей? Почему наши платежи за дорожающую электроэнергию уже не могут покрыть аппетиты монополистов и требуются федеральные вложения?
Особенно позабавило, что на «геологоразведочные работы и строительство поисковых скважин на участках недр на территории Дагестана и прилегающего к республике шельфа Каспийского моря» федеральный бюджет должен потратить 1,16 млрд. рублей. Уже и нефтяным кампаниям не хватает денег.

Сельское хозяйство и АПК
Сельское хозяйство как всегда активно претендует на федеральные деньги. Направления традиционные – животноводство, виноградарство мелиорация.
Животноводство ориентировано на производство молока и мяса. Так на проект создания семейных молочных ферм просят 920 млн. рублей федеральных денег. Остальные проекты примерно в том же объеме: 800 млн. рублей (строительство и реконструкция молочного комплекса на 1000 коров  ООО «Кизлярагрокомплекс»), 800 млн. рублей (строительство молочного комплекса агрофирма «Махачкала» на 1000 коров), по 800 млн. рублей (строительство двух комплексов по выращиванию племенного поголовья крупного рогатого скота на 1000 голов в Докузпаринском районе и на территории «Новострой»), 900 млн. рублей (строительство молочного комплекса на 1000 коров ООО «ТД «Волгоград-Дагестан»), по 200 млн. рублей (строительство двух молочных комплексов на 500 коров СПК «Контингент» Ногайского района и ООО «Агромол» Кизилюртовского района), 150 и 170 млн. рублей (строительство двух и ввод откормочных комплексов  на 500 и на 1000 голов ООО «Сапари» Шамильского района и  СПК «Сильди» Кизилюртовского района), 470 млн. рублей (строительство фермы для откорма 12 тыс. голов свиней МУП «Таловка» Тарумовского района), 690 млн. рублей (предприятие по производству и переработке мяса бройлеров, ООО «Агрохолдинг» Хасавюртовский район с.Тотурбийкала), 2,2 млрд. рублей (приобретение племенного скота). И это только крупные проекты. В результате, согласно ФЦП-2016, производство скота и птицы в убойном весе (тонн на 1 тыс. человек) достигнет 68-85 кг на человека в год (в настоящее время 33 кг). Норма по потреблению мяса составляет 90 кг на человека в год.
Все это хорошо. Но почему бюджетные вливания? Почему нельзя было решить вопрос финансирования этих проектов на основе кредитования производства?
В растениеводстве можно выделить два крупных проекта: закладка молодых виноградников  (730 млн. рублей из бюджета РФ) и создание сети овоще-фруктохранилищ в Горной зоне на 20 тыс. тонн (120 млн. рублей).
Большие средства в проекте ФЦП-2016 заложены на мелиорацию, приобретение техники (5 млрд. рублей) и повышение плодородия почв (1,8 млрд. рублей из бюджета РФ).
На мелиоративные мероприятия на территории «Новострой» предполагается потратить 3,97 млрд. рублей, на строительство водохранилища на балке «Шурдере» (Сулейман-Стальский  и Хивский районы) - 1,35 млрд. рублей и водохранилища на р.Хала-Горк (Карабудахкентский район) - 290 млн. рублей, на строительство водозаборного гидроузла на р.Самур – 330 млн. рублей, на защиту от затопления паводковыми водами р.Сухая Кума (г. Южно-Сухокумск) – 240 млн. рублей.
Создание агротехпарков, обеспечивающих сбор, первичную и глубокую переработку сельхозсырья – 660 млн. рублей.
По всем проектам указаны только запросы на федеральные деньги.
Итак, около 60% федеральных средств по разделу АПК вкладывается в мелиоративные работы, приобретение техники и племенного скота, что не предусматривает быстрой отдачи. А поскольку сельское хозяйство имеет очень низкий налоговый потенциал (в бюджет поступает лишь 0,6% от произведенной добавленной стоимости, в то время, как промышленность дает 17%, а нефтедобыча – более 60%), то даже если все проекты будут успешно реализованы, в бюджете денег особо не прибавится.

Перспективы
Таким образом, проект Концепции ФЦП-2016 основан на слабой расчетной и проектной базе, не ставит те проблемы республики, которые должна помочь решить ФЦП.
Хотя в качестве цели Программы обозначается «стабилизация социально-экономического положения РД, повышение благосостояния и качества жизни населения РД, обеспечение условий для устойчивого экономического роста, создание динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики» её мероприятия связаны с низкорентабельными (или явно убыточными) проектами инфраструктурного характера.
Единственную проблему, которую может решить такой вариант ФЦП «удовлетворение аппетитов элит» и то, лишь на некоторый срок. Но это не обеспечивает ни решение задачи развития, ни модернизации Дагестана.
Пользы от такой ФЦП, к сожалению, будет куда меньше, чем вреда. Сокращение федерального финансирования могло бы стимулировать рационализацию управления и поиск внутренних источников доходов. Очередной «денежный дождь» из федерального бюджета консервирует сложившуюся систему экономических отношений, усилит борьбу за доступ «к кормушке». Проблемы иждивенчества, дотационности, низкой эффективности перейдут на новый уровень.
По проекту Концепции ФЦП-2016 необходимо провести независимую экономическую экспертизу, которая должна дать ответы на вопросы: Насколько обоснованы затраты на инвестиционные проекты ФЦП (реконструкция автодорог, цементных завод и т.д.)? Существуют ли более дешевые способы решения проблем (например, газификации)? Можно ли заменить финансирование проектов из бюджета на другие формы государственной поддержки (гарантии по кредитам, субсидирование процентных ставок и т.д.)? Насколько обоснованны основные индикаторы и показатели ФЦП (ВРП, производство энергии, ввод жилья, уровень заработной платы и дотационности бюджета)?




  • 1
Мне кажется, что очень важно сделать так, чтоб деньги начали оставаться в Дагестане. Я имею ввиду деньги осевшие в карманах дагестанцев. К сожалению не только из вне никто не вкладывает пока, но и наши все свои сбережения вывозят туда, гле их вкладывать выгоднее, там где деньги приносят прибыль. Пока мы это не сможем поменяеть никакое накачивание не поможет. Георгий

  • 1